Воскресенье, 22.10.2017, 11:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Воспоминание о Станиславе
 
 
 
 
РЕЛИГИЯ  —  ОПИУМ  ДЛЯ  НАРОДА
 
 
Одно из первых потрясений — исключение из пионеров в пятом классе, когда я и Коля Шкредов машинально перекрестились от радости за полученную по изложению пятерку. Нашлись бдительные одноклассницы и доложили кому следует о недостойном поведении пионеров, ибо религия, по определению Карла Маркса, была опиумом для трудового народа. Так что по современным меркам этот проступок можно было бы приравнять к употреблению наркотиков. Короче, срочно созвали сбор отряда с учениками, учителями и родителями и устроили показательный процесс. Я не запомнил Колиной судьбы и выступлений, но было мне горько и обидно, что родная мама осуждала мое поведение, удивляясь, как это в атеистической семье вырос такой несознательный пионер (сама она ни пионеркой, ни комсомолкой не была, но песни их пела). Мог ли я тогда своим детским умишком понять, что все мы втянуты в одну изуверскую игру по системе Сталина-Станиславского, и в этом до мелочей отрепетированном спектакле защита лишь усиливает политическую неблагонадежность, но ничего не решает, что логика маминого поведения была обусловлена гибелью ее отца в начале тридцатых и опытом работы в системе ГУЛАГа в печально знаменитых 37–39-х годах. Пока же, тупо уставившись на географическую карту, я размазывал по щекам слезы обиды и унижения, а затем, ухватившись за изжеванные концы красного пионерского галстука, отбивался от тех, кто пытался его снять. Я, кажется, даже потерял сознание, но в пионерах остался.
 
Кстати, пионером я был вполне активным, развивая свои художественно-оформительские и артистические способности. Но свободу ценил, видимо, еще тогда. В четвертом классе с помощью Анны Михайловны мы организовали кукольный театр и выступали перед детишками из детского сада и интерната. Подобное занятие мне нравилось, но все же на предложение председателя совета дружины оформить это, как пионерское поручение, я ответил, что перестану тогда этим заниматься. Вот пишу эти строки и удивляюсь, откуда у младшего школьника такая оппозиционность? Может от неисправимого нигилиста, сидящего во мне с самого рождения? Позже, в зрелые годы, это расценивалось как критический склад ума. А тогда, учась в третьем классе, я вернулся 19 мая с моего первого пионерского парада на городском стадионе в честь Дня Пионерии и свои впечатления выразил следующим образом: “Выходили на трибуну толстые дяди и читали все по одной бумажке”.
 
Сейчас много идет разговоров о том, что зря поторопились ликвидировать пионерскую организацию, а взамен ничего не дали. В чем-то с подобным утверждением можно согласиться. Я смотрю на фотокарточку, где наш шестой класс сфотографирован в пионерских формах под переходящим красным знаменем, завоеванным в соревновании “в упорной и героической борьбе”. Внимательно вглядываюсь через толщу минувших лет в юные лица своих одноклассников и понимаю, что идеологизация их почти не коснулась, что вся эта словесная демагогия большинству из нас была до лампочки, хотя где-то подспудно она все же цепко въедалась в нашу плоть и кровь. Если же отбросить уродующую детские умы и души идеологию, то такие групповые пионерские мероприятия, как спортивные состязания, сбор металлолома и макулатуры, вылазки на природу, превращались в увлекательную игру, где мы учились самоорганизации, где человек ценился по личным качествам, а не по указке сверху. Это уже потом придумали милитаристскую “Зарницу”. По натуре я  индивидуалист, и хотя биологически у меня иногда проявляется чувство коллективизма, но ситуация, где истина утверждается путем голосования или силового давления, не по мне. Мария Ивановна, наш классный руководитель, любила часто повторять нам слова Владимира Ильича: “Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.” Обычно, она произносила эту фразу на украинском: “Жити в суспiльствi i бути вiльним вiд суспiльства неможливо”. Трудно спорить с подобным утверждением, но чувство свободы, порой, бывает сильнее коллективного “надо”, на котором все мы были воспитаны. Хочется иногда побыть самим собой, а “не под уздой и в табуне”, как пел уже цитированный мной Владимир Высоцкий. В наше время возникают новые проблемы, когда живое человеческое общение заменяет компьютер. И тут тоже есть над чем поразмышлять.
 
 
 
 
 
Несколько слов в защиту хорошего вина / Туман рассеивается / Рух i нерухомiсть / Jedem das Seine / Цветы на могилах / Национальность — ленинградец / Бабье лето пятьдесят четвертого / Религия — опиум для народа / Трубка Ковпака / Москва, Кремль, Хрущеву / Вперед до перемоги комунiзму! / Бронзовый колокольчик пана Кубика / Домик над облаками
 
Форма входа
Календарь новостей
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0